2. Цели, задачи, направления внутришкольного контроля
2.1.Цели внутришкольного контроля:
- совершенствование деятельности Учреждения, в т.ч. улучшение качества
тренировочного и воспитательного процессов;
- повышение профессионализма тренеров Учреждения.
2.2.Задачи внутришкольного контроля:
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных
нормативно-правовых актов в области физической культуры и спорта и принятие
мер по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности
тренеров;
- выявление положительных и отрицательных тенденций в организации
тренировочного процесса и разработка предложений по их устранению;
- анализ результатов реализации приказов и распоряжений по Учреждению;
- оказание методической помощи тренерам в процессе контроля.
2.3.Задачи внутришкольного контроля в рамках реализации Федеральных
государственных требований (далее - ФГТ):
- выявление соответствия существующих (создаваемых) условий реализации
программ по подготовке спортивного резерва (в рамках работы по организации и
обеспечению подготовки спортивного резерва) и программ спортивной подготовки
нормативным требованиям ФГТ;
- оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения
тренирующимися программ по подготовке спортивного резерва (в рамках работы
по организации и обеспечению подготовки спортивного резерва) и программ
спортивной подготовки конкретному этапу подготовки;
- анализ и экспертная оценка результатов деятельности тренера по
реализации программ по подготовке спортивного резерва (в рамках работы по
организации и обеспечению подготовки спортивного резерва) и программ
спортивной подготовки для своевременного оказания им методической помощи, в
том числе по достижению тренирующимися спортивных результатов;
- изучение и оценка эффективного опыта работы реализации ФГТ;
- информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих
решений, обоснованное прогнозирование тренировочного процесса.
2.4. направления контроля:
- контроль результатов освоения тренирующимися программ по подготовке
спортивного резерва (в рамках работы по организации и обеспечению подготовки
спортивного резерва) и программ спортивной подготовки на каждом этапе
подготовки;
- контроль соответствия структуры и содержания программ по подготовке
спортивного резерва (в рамках работы по организации и обеспечению подготовки
спортивного резерва) и программ спортивной подготовки (и вносимых в нее
изменений) требованиям ФГТ;
- контроль условий реализации программ по подготовке спортивного резерва
(в рамках работы по организации и обеспечению подготовки спортивного резерва)
и программ спортивной подготовки (кадровых, материально-технических,
информационно-методических
и
других).
3.Функции и принципы внутришкольного контроля
3.1. Сформулированные цели и задачи ВШК позволяют определить функции
ВШК:
- информационно-аналитическая – получение информации о состоянии
тренировочного процесса и условиях его организации, ее анализ (интерпретация)
для принятия целесообразных управленческих решений;
- контрольно-диагностическая - оценка ситуации в сопоставлении реального
положения дел и нормативов (к которым относятся, например, планируемые
результаты освоения основной программы по подготовке спортивного резерва (в
рамках работы по организации и обеспечению подготовки спортивного резерва) и
программы спортивной подготовки, требования к условиям реализации ФГТ);
- коррективно-регулятивная- реализация механизмов (на основе полученной
информации и ее оценки) внесения изменений в существующие планы и
программы, используемые тренерские технологии; получение обратной связи;
- стимулирующе-развивающая – превращение контроля в инструмент
развития профессионального личностного потенциала тренеров и общего развития
тренирующихся;
- планово-организационная - составление (разработка, структурирование)
плана ВШК и графика его реализации.
3.2.Принципыэффективного ВШК:
- адекватность методов ВШК его объекту и ситуации, учитывая
тенденции развития процесса контроля: оценки состояния к оценке изменений,
динамики; от внешней оценки – к внутренней (самооценке, рефлексии); от
количественной- к качественной;
- соответствие требований нормативных документов федерального и
регионального уровня, определяющим основные параметры и особенности ВШК;
- опора на нормативные документы (показатели), обусловливающие
критериальную ясность, среди которых федеральные государственные требования,
планируемые результаты освоения программ по подготовке спортивного резерва (в
рамках работы по организации и обеспечению подготовки спортивного резерва) и
программ спортивной подготовки по видам спорта;
своевременность
простота
и
экономичность
контроля,
предусматривающие отказ субъектов ВШК от перегрузки, избыточности;
связанных с принятием позиции «контроль как средство, а не конечная цель»;
- социальная значимость контроля, его направленность на развитие,
поддержку, квалифицированную помощь и сопровождение тренирующихся и
тренеров;
- объективность, максимальная независимость от субъективных влияний
на этапах сбора, хранения и обработки информации, что достигается опорой на
нормативные показатели, привлечением независимых экспертов, использованием
совокупности разнообразных методов контроля;
- гуманность и демократичность контроля, включая психологический
комфорт, гласность, учет индивидуальных особенностей тренирующихся и
тренеров, открытость критериев и методов проводимого ВШК;
- полнота и достаточность, соответствия объема информации
потребностям внутришкольного управления для принятия обоснованного решения
на основе оценки ситуации;
- ориентация на повышение эффективности деятельности тренерских
кадров с учетом того, что ВШК является одним из важнейших механизмов
управления качеством тренерской деятельности и развития тренерских и
управленческих кадров;
- сочетание экспертной оценки и рефлексии, обусловливающие повышение
субъективности позиции участников ВШК, имеющих возможность вырабатывать
направления совершенствования своей профессиональной деятельности.
4. Виды и методы внутришкольного контроля
4.1. Директор Учреждения и (или) по его поручению заместитель директора
вправе осуществлять ВШК результатов деятельности работников по следующим
направлениям:
- соблюдение законодательства РФ и государственной политики в сфере
физической культуре и спорту по обеспечению доступности, качества и
эффективности тренировочного процесса;
- использование методического и информационного обеспечения в
тренировочном процессе;
- реализации утвержденных программ и планов, соблюдения утвержденных
тренировочных графиков;
-соблюдения Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных
локальных актов Учреждения;
- соблюдения порядка проведения и сдачи тренирующимися контрольнопереводных нормативов;
-другие вопросы в рамках компетенции администрации Учреждения.
4.2. При оценке деятельности тренера в ходе ВШК учитывается:
- выполнение программ по подготовке спортивного резерва (в рамках работы
по организации и обеспечению подготовки спортивного резерва) и программ
спортивной подготовки по видам спорта в полном объеме (прохождение
материала, участие в спортивно-массовых мероприятиях, тренировочных сборах и
др.);
- уровень физического развития;
- уровень знаний, умений, навыков и развитие тренирующихся;
- уровень сформированности ключевых компетентностей;
- уровень выступления на официальных соревнованиях;
- степень самостоятельности тренирующихся;
- дифференцированный подход к тренирующимся в тренировочном
процессе;
- наличие положительного эмоционального микроклимата;
- способность к анализу тренерских ситуаций, рефлексии, самостоятельному
контролю за результатами тренерской деятельности;
- умение корректировать свою деятельность;
- умение обобщать, систематизировать свой опыт.
4.3. Методы контроля за деятельностью тренера:
-анкетирование;
-тестирование;
- опрос;
-собеседование;
- наблюдение;
- изучение документации;
- анализ тренировочных занятий;
- беседа;
- результаты деятельности тренирующихся, уровень выступления на
официальных соревнованиях;
- мониторинг.
4.4. Методы контроля за результатами тренировочной деятельности:
- наблюдение;
- устный опрос;
- практическая проверка умений и навыков;
- комбинированная проверка;
- беседа, анкетирование, тестирование;
- проверка документации;
- контрольно-переводные испытания.
5. Порядок организации, осуществления и подведении итогов
внутришкольного контроля
5.1. ВШК может осуществляться в виде плановых или внеплановых
проверок.
5.1.1. ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с
утвержденным планом, который является частью плана работы Учреждения на
спортивный сезон. План ВШК доводится до членов тренерского состава в начале
спортивного сезона на общем собрании при директоре, вывешивается в доступном
для тренеров месте ВШК осуществляется директором Учреждения с целью
проверки успешности тренировочного процесса в рамках текущего контроля и
промежуточной аттестации тренирующихся.
5.1.2. ВШК в виде внеплановых проверок осуществляется в целях
установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях
тренирующихся и (или) их родителей (законных представителей), организаций,
урегулирования конфликтных ситуаций между участниками тренировочного
процесса.
Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ
информации об Учреждении и результатах тренировочной и спортивной
деятельности для эффективного решения задач управления качеством
тренировочного процесса.
5.2. Основания для осуществления ВШК:
- план ВШК, утвержденный директором Учреждения;
- заявление тренера на аттестацию;
- обращение по поводу нарушения тренировочного процесса.
5.3. Правила осуществления ВШК:
- ВШК осуществляет директор Учреждения или по его приказу заместитель
директора, инструктора-методисты физкультурно-спортивных организаций, другие
специалисты (эксперты);
- в качестве экспертов к участию ВШК могут привлекаться сторонние
(компетентные) организации и отдельные специалисты, имеющие статус эксперта;
- при проведении внеплановых проверок в случае установления фактов и
сведений о нарушениях, указанных в обращениях тренирующихся и (или) их
родителей (законных представителей: заявлениях, предложениях и жалобах, может
издаваться приказ о вынесении дисциплинарного взыскания;
- плановые проверки проводятся в соответствии с приказом и планомзаданием, который определяет круг вопросов и (или) ответственных за исполнение
того или иного направления. План-задание должен обеспечить достаточную
информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки итогового
документа по отдельным разделам деятельности тренерского состава;
- продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретно взятом
случае;
- члены администрации и эксперты имеют право запрашивать у тренеров
необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету
ВШК;
- анкетирование тренирующихся проводятся только в необходимых случаях;
- при проведении планового контроля не требуется дополнительного
предупреждения тренера, если в месячном плане указаны сроки контроля.
Директор и его заместитель директора посещают тренировочные занятия с
предварительным предупреждением не позднее, чем за 2 часа. В случае
установления цели контроля о готовности площадки и тренера к тренировочному
занятию – без предварительного предупреждения.
5.4. К формам обсуждения результатов контроля можно отнести:
- собеседование;
- рассмотрение полученной информации на тренерском совете, совещании
при директоре Учреждения;
- обсуждение итогов в совещаний по отделениям и другие.
5.5. Результаты ВШК оформляются в виде справки. Итоговый материал
должен содержать основание, цели ВШК, аналитическую информацию,
констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения, обратную связь.
5.6. Тренер должен быть ознакомлен с результатами ВШК под подпись. При
этом он вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами
контроля в целом или по отдельным фактам и выводам.
5.7. Результаты ВШК рассматриваются на заседаниях тренерского совета,
совещаниях при директоре, заместителе директора, на совещаниях отделений и др.
5.8. Директор Учреждения по результатам ВШК принимает следующие
решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;
- о проведении повторного контроля с привлечением определенных
специалистов (экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лицс
изданием приказа;
- о поощрении работников с изданием приказа;
- иные решения в пределах своей компетенции.
6. Характеристика основных видов внутришкольного контроля
6.1. Предварительный контроль предусматривает анализ готовности
тренеров к выполнению предстоящей работы и оказание им на стадии подготовки
необходимой методической помощи. В этом случае предметом анализа могут
стать: планы, программы, проекты; поурочные разработки тренировочных занятий
и т.д.
6.2. Текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени
тренировочного процесса. Он связан с вопросами реализации программы по
подготовке спортивного резерва (в рамках работы по организации и обеспечению
подготовки спортивного резерва) и программы спортивной подготовки по видам
спорта и ее отдельных составляющих (плана, календарного учебного графика,
годового плана-графика, расписания занятий и других).
6.3. Тематический контроль предполагает анализ конкретного направления
деятельности Учреждения или тренера, освоения отдельных предметных областей,
выступления на официальных соревнованиях. Объектом особого внимания в этом
случае становится изучение условий (организационных, методических,
дидактических), обеспечивающих достижение личностных, метапредметных
результатов в рамках конкретной предметной области.
6.4. Итоговый контроль связан с изучение промежуточных результатов
тренировочного процесса (в конце полугодия, спортивного сезона) с учетом
планируемых результатов освоения программы по подготовке спортивного резерва
(в рамках работы по организации и обеспечению подготовки спортивного резерва)
и программы спортивной подготовки по видам спорта.
6.5. Персональный контроль – предусматривает длительное изучение работы
отдельного тренера в условиях реализации ФГТ и оказание ему необходимой
методической помощи. В ходе персонального контроля изучается:
- знание современных достижений психологической науки (в том числе в
области системно-деятельностного подхода);
- уровень профессионального мастерства, обуславливающий эффективность
освоения программы по подготовке спортивного резерва (в рамках работы по
организации и обеспечению подготовки спортивного резерва) и программы
спортивной подготовки по видам спорта, достижение планируемых результатов
освоения программ;
- владение формами и методами обучения, инновационными тренерскими и
информационно-коммуникационными технологиями;
- результаты тренировочной, методической и соревновательной
деятельности в рамках реализации программы по подготовке спортивного резерва
(в рамках работы по организации и обеспечению подготовки спортивного резерва)
и программы спортивной подготовки по видам спорта.
6.6.При осуществлении персонального контроля директор и заместитель
директора Учреждения имеют право:
-знакомиться с документацией, которую ведет тренер в соответствии с
функциональными
обязанностями
(рабочими
программами,
планами
воспитательной работы, планами, журналами учета посещаемости, дневниками
самоконтроля, протоколами родительских собраний, аналитическими материалами
тренера);
- изучать практическую деятельность тренера Учреждения через посещение
и анализ тренировочных занятий, спортивно-массовых мероприятий и т.д.;
- проводить экспертизу тренерской
деятельности и мониторинг
тренировочного процесса с последующим анализом полученной информации;
- организовывать анкетирование, тестирование тренирующихся, родителей;
- делать выводы и принимать управленческие решения по результатам
проведения контроля.
Проверяемый тренер имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
- обратиться в конфликтную комиссию при несогласии с результатами
контроля.
6.6. Фронтальный контроль – проверка работы каждого отдельного тренера.
6.7.Проблемно-обобщающий контроль предусматривает выявление уровня
разработки проблемы (темы) в рамках предметной области или отдельного
отделения (изучение планов, методических разработок, системы мероприятий).
6.8. Комплексный контроль проводится с целью получения полной
информации о состоянии тренировочного процесса по конкретному вопросу.
Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из
членов администрации, инструкторов-методистов физкультурно-спортивных
организаций, эффективно работающих тренеров под руководством одного из
членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может
привлекать тренеров других учреждений.
6.9.Личностно-профессиональный контроль предусматривает контроль
изучение и анализ тренерской деятельности отдельного тренера.
6.9.1. В ходе персонального контроля руководитель изучает:
- уровень осуществления деятельности, обеспечение в полном объеме
реализации программы по подготовке спортивного резерва (в рамках работы по
организации и обеспечению подготовки спортивного резерва) и программы
спортивной подготовки по видам спорта;
- соблюдение правовых, нравственных и этических норм, следование
требованиям профессиональной этики;
- соблюдение принципов уважения чести и достоинства тренирующихся;
- умение развивать у тренирующихся познавательную активность,
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности,
формировать
гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного
мира, формировать у тренирующихся культуру здорового и безопасного образа
жизни;
- умение применять обоснованные и обеспечивающие высокое качество
тренировочной формы, методы обучения и воспитания;
умение
учитывать
особенности
психофизического
развития
тренирующихся и состояние их здоровья;
- систематическое повышение своего профессионального уровня;
- своевременное прохождение аттестации на соответствие занимаемой
должности в порядке, установленном законодательством о физической культуре и
спорте;
- соблюдение Устава Учреждения, правил внутреннего трудового
распорядка.
6.9.2. При осуществлении личностно-профессионального контроля директор
Учреждения имеет право:
- знакомство с документацией в соответствии с функциональными
обязанностями,
программами по подготовке спортивного резерва (в рамках
работы по организации и обеспечению подготовки спортивного резерва) и
программами спортивной подготовки по видам спорта, планами, журналами учета
тренировочных занятий, портфолио, спортивными дневниками тренирующимися,
протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы,
аналитическими материалами, протоколами спортивно-массовых мероприятий;
- изучать практическую деятельность тренеров через посещение, анализ
тренировочных занятий, спортивно-массовых мероприятий;
- проводить экспертизу тренерской деятельности;
- проводить мониторинг тренировочного процесса с последующим анализом
на основе полученной информации;
организовать
социологические,
психологические
исследования:
анкетирование, тестирование тренирующихся, родителей, тренеров;
- делать выводы и принимать управленческие решения.
6.9.3. Проверяемый тренер имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации.
6.9.4. По результатам личностно-профессионального контроля деятельности
тренеров оформляются аналитические справки.